Главным создателем коллекции высокой моды является
сам Кутюрье.
Традиционным методом создания моделей от кутюр является муляжной
метод-ткань
накалывается на манекене или на манекенщице. Коко Шанель, Кристобаль
Баленсиага, Мадлен Вионке сами создавали модели (в коллекции Дома
«Баленсиага»
обязательно была хоть одна модель, сшитая мэтром от начала и до конца).
Но не
все Кутюрье умели шить- например, Кристиан Диор только рисовал эскизы и
отдавал
их в мастерские. Воплопдают
эскизы в
материал ассистенты- модельеры и первая швея. Роль первой швеи
особенно
велика- она должна понимать замысел Кутюрье и точно воплощать его в
ткани. В
каждом Доме Моды есть свои секреты - особенные швы,
которыми стачивают детали, приметывают подкладку. Швеи имеют узкую
специализацию: одни работают с тонкими шелковыми тканями, другие- с
плотными
шерстяными, третьи - кожей
и мехом. В
моделях от кутюр всегда много ручной отделки- вышивки, аппликации,
росписи, на
одну модель уходит от 100 до 400 часов
работы. Нередко специально для коллекции
заказывают ткани (может быть соткано всего несколько метров для одного
платья и
ткань необходимой ширины). Также специально заказывают кружева, ленты,
тесьму,
украшения, головные уборы, обувь, пояса, перчатки и сумки.
Синдикат
высокой моды входит в Федерацию моды, модного готового платья и
создателей моды Pret - а-
Porter.
Она возникла в 1973 году и объединяет три палаты:
Профсоюзную
палату моды, более известную как Синдикат высокой моды (ее президентом
является Дидье Грюмбак), Профсоюзную палату мужской моды, возглавляемую
Жаном-Луи Дюма, президентом фирмы «Гермес», и Профсоюзную палату
готового
платья, создаваемого Кутюрье и дизайнерами, главой которого является Дональд
Лотар, президент Дома Моды «Жан- Поль Готье». Федерация оказывает
своим
членам юридические услуги, защищает авторские права, координирует график
проведения показов во время недель высокой моды и прет-а- порте.
Термин
прет- а- порте был придуман А. Ламперфом в 1947г., чтобы отличить
качественную
готовую одежду известных фирм от массовой. В 1948 году была организована ярмарка
промышленной моды в Дюссельдорфе, в 1951 году прошли показы во Флоренции, в 1956 году состоялся первый салон прет-
а- порте в Версале.
Пятидесятые годы были последним «золотым» десятилетием для высокой моды-
ее
конкурентом становилась промышленная мода. Шестидесятые стали
десятилетием
молодежной моды и готовой одежды. Пьер Карден в 1957 году создал коллекцию готовой
одежды под своим именем. Тогда его исключили
Синдиката (см. стр. бренд 121 «История моды») за
дискредитацию понятия «Высокая мода». Однако в 1960 году почти все Дома высокой моды
пошли по пути, открытому Карденом, и стали
выпускать коллекции прет- а- порте. В1970 году роль
законодателей моды перешли от кутюр к стилистам - Кензо, Тьерри Мюглера, Карла
Лагерфельда, Соню Рикель называли «новыми
Кутюрье». Именно стилисты ввели в моду этнический, фольклорный, ретро,
романтический, диффузный, спортивный и другие стили. Столицей
промышленной моды
стал Милан, где в 1969 году
проводятся
показы коллекций итальянских стилистов. Модные тенденции сезона
определяются
теперь не на неделях Высокой моды, а на салонах прет- а- порте и
ярмарках
готовой одежды. Дизайнеры и стилисты- бывшие «невидимки», скрывавшиеся
ранее за
названием фабрики- производителя или сети универмагов, стали популярными персонами, которые
находятся в центре внимания
средств массовой информации, а их имена превратились в знаменитые
бренды.
Готовая одежда делится на группы в зависимости от
ее качества и стоимости:
недорогая массовая одеяода, выпускается большими тиражами, из дешевых
тканей.
Одежда класса прет- а-порте, более высокая категория готовой одежды. Для
этой
группы большое значение имеет престижность марки. Прет- а- порте, в свою
очередь, тоже делится на группы:
- одежда
средней ценовой группы, которая
выпускается неограниченными тиражами (в
известных домах моды это, как правило, джинсовые коллекции, спортивная
одежда,
трикотаж).
- одежда класса прет- а- порте
классической категории выпускают большими тиражами- к
этой группе можно отнести такие марки как «Кензо», «Макс Мара», «Этро».
Кроме
того, существует линия прет- а- порте класса люкс, когда выпускается
небольшое
количество экземпляров одной модели и используется ручная работа. По
цене такая
одежда приближается к ценам от кутюр и может стоить 10-15 тыс. долларов. К этой группе
относятся такие марки как «Версаль», «Лакруа».
От категории з»висят места продажи- коллекция прет- а- пхэрт продают
в именных и мультибрендовых бутиках, более дешевые линии - в мультибрендовых магазинах и
торговых центрах.
Высокая цена прет- а- порте определяется не только качеством изделий, но
и
престижностью торговой марки, известностью имени дизайнера. Многие Дома
моды,
помимо основной женской коллекции, выпускают параллельные линии:
мужские,
молодежные, детские; джинсовые коллекции, одежду больших размеров,
аксессуары,
обувь, ювелирные украшения, очки, мебель, предметы для украшения
интерьера. После того как работа над коллекцией завершена,
наступает этап подготовки к
ее первой демонстрации. Новые коллекции прет- а- порте показывают дважды
в год:
на сезон весна- лето-в феврале, на сезон осень-зима- в сентябре-
октябре.
Модный показ является основным способом выражения творческой концепции
дизайнера одежды, формой рекламы и конкурентной борьбы за привлечение
внимания
прессы. Макияж, прически, обувь и головные уборы, музыкальное оформление
места
проведения- все имеет большое значение и должно соответствовать основной
идее
коллекции. Самыми важными гостями на этих показах являются не знаменитые
клиенты, а редакторы модных журналов и байеры, которые будут
рекламировать коллекцию и делать
закупки для своих магазинов.
Специально для закупщиков открывают Showroom-салоны, где новые модели можно рассмотреть
на вешалках. При этом вещи на показе и те, что показывают байерам в showroom, не всегда похожи. В дефиле, как
правило,
участвуют самые оригинальные модели, так как оно должно быть
театрализованным
зрелищем, а в showroom- то, что будут
продавать в магазинах. У Джона Тальяно во время показа за сложным
гримом,
театрализованными прическами и головными уборами, за нагромождением
вещей часто
бывает увидеть реальную моду. Showroom в других странах
имеют российские дизайнеры-например, у Валентина Юдашкина они открыты во
Франции и Италии, у Дарьи Разумихиной- в Милане. Стали устраивать showroom и во время проведения недели
прет- а-порте
в Москве.
В
свое время Флоренция и Милан договорились о разграничении «сфер
влияния»- и
Милан стал мировой столицей промышленной моды. |
|