Композиция
(от лат, compositio) означает
гармоничное сочетание, построение, составление, соединение, сочетание, то есть связь
различных частей в единое целое в
соответствии с какой-либо идеей.
Композиция строится по
определенным
законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во
все
моменты работы над композицией. Все направлено на достижение
выразительности
целостности образа.
Целостность характеризуется рядом
свойств, таких как: гармоничность, симметрия, асимметрия, динамичность,
статичность.
Итак, достижение целостности композиции
зависит от способности мастера подчинить второстепенное
главному - композиционному центру
(«смысловому центру», «зрительному центру»).
Композиционный
центр (акцент)- это то, что больше всего
бросается в глаза
в композиции, т.е. место концентрации взгляда. Композиционный центр
может
находиться в любой части работы и служить им может:
Также, композиционный центр должен выполнять
какую-либо функцию, иметь
значение:
*Конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.).
*Символическое значение (броши, значки, талисманы,
знаки зодиака).
*Колористическое значение, т.е. объединение частей костюма с
помош[ью
цвета (любое цветовое пятно).
*Стилистическое значение, т.е. когда
акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность (костюм в
морском стиле и т.д.).
*Социальное
значение (функция) указывает на социальный статус (положение).
Динамичность
и
статичность в костюме.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Движение - выразитель времени.
Динамика - это зрительное
восприятие движения, стремительности формы.
Динамика
- определенное взаиморасположение
частей и
элементов целого, вследствие чего целое воспринимается
или статически неуравновешенным, или закономерно изменяющимся по
каким-либо направлениям
(по вертикали, по горизонтали, по диагонали). Антоним статика.
Динамичность
делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди
других.
Динамику в
костюме можно получить или выразить, следующим образом:
1.если использовать
одну или несколько диагональных линий;
2.если
внутри костюма асимметрично расположены детали, при этом не изменяющие
его силуэт. Например,
асимметрично расположенные карманы вызывают ощущение динамичности
в
статичной,
функциональной форме одежды.
3.если конструктивные линии
динамичны.
Например, кривые линии рельефов
динамичнее, чем прямые. Объясняется это тем, что криволинейность
членений
создает определенное беспокойство.
Статика - (статическая, -ий, -ое, -ие) - это определенное
взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего, целое
воспринимается спокойным, устойчивым, равновесным, неизменным, монументальным. Антоним
динамика. Как правило, у статичных
предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется
форма.
Статичность в костюме можно получить или выразить
следующим образом:
1.Если использованы спокойные, ровные движения линий и
масс;
2.Если отсутствуют диагональные и кривые линии;
3.Если есть четкие членения по
вертикалям и горизонталям;—
4.Если композиция в целом симметричная, уравновешенная;
в целом
динамичность и статичность в костюме следует
считать относительными, так как в чистом виде они не существуют.
Симметрии и асимметрии в костюме.
Симметрия
является
одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности
композиции.
Симметрия - (в переводе с греческого означает «соразмерность») - это принцип организации
композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости,
оси или центра.
Антоним асимметрия.
При повороте
фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с
другом.
Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно
проявляющихся свойств композиции.
Асимметрия - это принцип организации, который основывается на
динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в
пределах
целого. Антоним симметрия. В
отличие от
уравновешенной симметрии, которая воспринимается легко и сразу,
асимметрия
бывает уравновешенной и неуравновешенной и читается постепенно.
8костюме
асимметрию можно обнаружить, например:
*в
асимметрично
надетом шарфе или косынке обрамляющей шею; *в
продетом сквозь пряжку конце пояса;
*в карманах обращающих на себя внимание как
на вариант асимметричной композиции и как на способ уравновешивания путем
асимметрии;
*В
асимметричном акценте с помощью фактуры;
*в асимметричных по форме деталях;
*в асимметричном акценте с помощью цвета;
*в
асимметричности покроя, где симметричная в целом композиция получается
своеобразной и оригинальной;
*в
асимметрично завязанном узле пояса;
*в
асимметрично направленном рисунке ткани
(полоски, клетки и т.д.);
*в намеренном
перемещении линии кроя борта;
*и т.д.
Таким образом,
асимметричность композиции в костюме решается путем:
*внутренних
членений или при использовании деталей (чаще всего накладных карманов, украшений),
при этом не изменяется общая симметричность формы;
*путем
конструктивных линий
(линии покроя);
*приемов
обработки поверхности (внутренняя формообработка, например,
складки, драпировки и
т.д., располагающиеся асимметрично относительно средней линии).
Что же
касается
функциональной обусловленности костюма, то она содержит в себе оба начала композиции:
принцип симметрии и принцип асимметрии.
Симметрия
порождается симметричностью строения фигуры,
и присуща обычному повседневному
костюму.
Асимметричность
композиции порождается функциональностью одежды, и создает необычно свежий, изящный нестандартный образ
присущий, прежде всего для торжественных случаев.